Китай сворачивает российский «Алиэкспресс» — будет ли работать «Алиэкспресс» в России?

Китайская компания Alibaba на фоне российско-украинского конфликта отказалась инвестировать в маркетплейс «Алиэкспресс Россия». Как сообщают СМИ и телеграм-каналы, примеру крупнейшего акционера, который владеет почти половиной бумаг компании, последовали остальные, и она полностью лишилась финансирования.

Теперь маркетплейс сокращает персонал как минимум наполовину, закрывает проекты, отказывается от рекламных кампаний и отменяет планы строительства собственной логистики, которые ускорили бы доставку из-за границы.

Совладельцами сервиса помимо Alibaba Group (47,85 %) являются холдинг USM миллиардера Алишера Усманова (24,3 %), VK (15 %) и Российский фонд прямых инвестиций (12,8 %). Первой компанией, которая потеряла интерес к маркетплейсу, стала VK: в конце 2021 года ее новые владельцы, «Согаз» и Газпромбанк, стали резать затраты на активы, не связанные с медиа.

Однако определяющим шагом для остальных инвесторов стал отказ Alibaba. Вскоре после начала российской спецоперации в Украине китайская компания дала понять партнерам, что больше не будет вкладывать деньги в российский маркетплейс. До 24 февраля 2022 года акционеры смотрели в будущее с оптимизмом строили «амбициозные планы», но теперь партнерство стало токсичным для Alibaba.

«Alibaba — публичная компания, она торгуется на нью-йоркской фондовой бирже, имеет много взаимосвязей с американским рынком и институтами. Никто убиваться за российский проект не будет. Особенно с учетом непонятных перспектив роста рынка в условиях боевых действий и санкций», — пояснияют источники, связанные с руководством компании.

USM и РФПИ позже попали под санкции и маркетплейс перестал быть для них актуальным проектом. В случае, если Alibaba сказала бы, что все еще готова вкладывать в российский бизнес, то кто-то из других акционеров присоединился бы — «но Alibaba сказала, что ей это больше неинтересно», говорит другой источник.

Закроется ли российский «Алиэкспресс» — что известно на сегодня

Оставшись без финансирования, компания была вынуждена отказаться от проектов, о которых заявляла еще в начале года. Она собиралась построить склад в Екатеринбурге за 6 млрд рублей и сократить время доставки из Китая до недели, однако теперь ищет покупателей на недостроенный терминал.

Также компания отказывается от большей части площадей в строящемся логопарке «Обухово» в Подмосковье и ищет субарендаторов в офис в «Москва Сити». У «Алиэкспресса» остался единственный фулфилмент-центр в подмосковном Чехове, но и здесь часть площадей уже отдана под субаренду.

После ухода инвесторов компании пришлось закрыть локальный маркетплейс — главный проект, над которым команда работала три года. Эта площадка должна была составить в России конкуренцию Wildberries, Ozon и «Яндексу». До начала СВО руководство отчитывалось о бурном росте локальной торговли и задумывалось о проведении IPO. Однако подразделение было закрыто, а продажи местных продавцов существенно сократили.

Вместе с проектами компания вынуждена избавляться и от работников. В начале года в российском «Алиэкспрессе» работали около тысячи сотрудников. Однако сейчас руководство сократило до 700 человек, утверждает один из источников. По словам другого, штат был сокращен вдвое.

В этих условиях «Алиэкспресс» практически остановил продвижение и рекламные кампании.

«Остались только активности, которые были спланированы или прорабатывались до начала СВО. Скоро не будет и этого», — говорит источник издания. Максим Галкин — лицо рекламной кампании «Алиэкспресса» — в сентябре оказался в списке физлиц-«иноагентов».

Российскую компанию пока не будут закрывать и продавать.

«Ужавшись, она может существовать в нынешнем виде, в лучшем случае работая „в ноль“. Но за счет отсутствия собственной инфраструктуры и быстрой доставки „Алиэкспресс“ будет постепенно проигрывать долю конкурентам», — полагает информированный источник.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Look Fashion
Добавить комментарий

Adblock
detector