Блокада Калининграда 2022. Почему Литва блокирует Калининград и чем ответит Россия

На прошлой неделе Литва объявила о прекращении транзита в Калининградскую область товаров, на которые распространяются антироссийские санкции Евросоюза, что составляет примерно половину от всех грузов, идущих через данное направление.

«Литовские железные дороги уведомили Калининградскую железную дорогу о том, что с нуля часов они прекращают пропуск транзита из Калининградской и в Калининградскую область… Мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС прибалтийских государств, нарушение правил свободного транзита. Это было обязательство ЕС и Прибалтики. Это попытка экономического удушения нашего региона», — заявил 17 июня губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Глава региона сообщил о том, что прорабатывается несколько возможных вариантов ответа на постановление Вильнюса.

«Действия эти незаконны и могут иметь для Литвы и Евросоюза далеко идущие последствия. В частности, хочу процитировать несколько абзацев из совместного заявления о расширении ЕС, здесь идут ссылки на международные договоренности, документы, к которым присоединялось и европейское сообщество, и РФ», — сказал губернатор.

Речь о том, что гарантии бесперебойного транспортного снабжения между Калининградской областью и остальной Россией через Литву входят в соглашения между Москвой и Европейским союзом, под которыми подписалась Литва. На основании этих гарантий Россия ратифицировала договор о государственной границе с Литовской республикой, благодаря чему последняя смогла вступить в НАТО и Евросоюз.

В понедельник 20 июня в МИД России была вызвана временная поверенная в делах Литвы Виргиния Умбрасене, которой был заявлен решительный протест из-за введенного Вильнюсом без предварительного уведомления российской стороны запрета на железнодорожный транзит большой номенклатуры грузов.

Блокада Калининграда Литвой: экономические последствия для России

Что означает решение литовских властей для России и к какому ущербу может привести, пояснил политолог Александр Носович, живущий в Калининграде:

— Речь, во-первых, о продуктах из железа и стали. Во-вторых, о некоторых товарах, которые приносят прибыль в российский бюджет, среди них, например, икра, алкоголь, удобрения, лес и товары из дерева, стеклотара. В-третьих, речь об угле. Его импорт и транспортировка запрещены. Но запрет вступит в силу лишь 10 августа. В-четвертых, нефть и нефтепродукты.

— Какую реальную угрозу для жизни российского эксклава может представлять это решение Литвы?

— Литовские политики тридцать лет, со времен Саюдиса, мечтали и говорили, что у них есть такой ресурс против России — перекрыть транзит в Калининград, и в один прекрасный момент Литва его может задействовать. Вот задействовала. Но последствий серьезных это для региона иметь не будет, потому что они постоянно об этом говорили, а мы все это время готовились. Так что любые действия Литвы по ограничению транзита в Калининградскую область будут для нас не критичными и не окажут серьезного ущерба для жизни региона.

«Еще 20 лет назад Калининградская область покупала всю электроэнергию у Литвы, с Игналинской АЭС, но теперь в регионе построены свои электростанции — поясняет Александр Носович. — Что касается газа, то у нас стоит терминал СПГ „Маршал Василевский“, который уже тестировали на случай перекрытия Литвой газопроводного газа. Относительно транзита я разговаривал с высокими чинами нашей области и представителями центра, и они заверяют, что российского гражданского флота в Балтийском море вполне достаточно, чтобы поставить все товарные объемы, которые нам может перекрыть Литва по железной дороге. Вопрос в том, насколько быстро мы это все сделаем. Но я уверен, что перебоев с поставками, пустых полок в магазинах у нас не будет».

Чем Россия может ответить Литве на блокаду Калининграда

1. Отзыв признания независимости Литвы. Идея признать нелегитимным выход Прибалтийских республик из состава СССР носится в воздухе с 5 сентября 1991 года, когда этот выход произошел, напоминает Александр Носович. Неконституционный Госсовет Горбачева не имел права принимать решений такого уровня, как пересмотр границ Советского Союза и отсечение от него территорий. Это юридический факт. Кстати, депутат Госдумы Евгений Федоров недавно внес соответственный законопроект.

2. Выход из договоренностей с ЕС по Литве. Как напомнил Дмитрий Рогозин, который в 2002—2003 годах возглавлял переговоры об этом между Москвой и Брюсселем, Россия признала границы Литовской республики в обмен на гарантии бесперебойного транзита граждан России и российских грузов из Калининграда и в Калининград. Благодаря этому признанию Литва смогла вступить в ЕС и НАТО.

3. Требование России вернуть Клайпеду. Если Брюссель сегодня выходит из своей части договоренностей, то Москва выходит из своей.

«Последствия для Литвы, ЕС и НАТО могут быть очень далеко идущими, — поясняет Носович. — Напомню хотя бы, что решением Потсдамской конференции по итогам Второй мировой войны Мемель, как и Кенигсберг, был передан от Германии Советскому Союзу, а не какой-либо из его частей. Это уже потом Сталин своим внутренним решением передал Кенигсберг РСФСР, и он стал Калининградом, а Мемель отдал Литовской ССР, и тот стал Клайпедой. Современная Россия — правопреемница СССР, то есть постсоветские границы Литвы определяются ею. И если Евросоюз нарушает соглашения, которые гарантируют эти границы, то все может статься с Литвой…»

4. Создание «Сувалкского коридора». Введя фактически транспортную блокаду Калининградской области, Вильнюс «выбил стул», на котором сам сидел все эти годы в качестве страны-члена ЕС, заявил член Совета Федерации Андрей Климов. Недопустимое поведение Литвы, ограничившей транзит в Калининградскую область, предупреждает он, ставит под удар НАТО.

«Евросоюз, если он незамедлительно не исправит наглую выходу Вильнюса, — считает парламентарий, — сам же дезавуирует для нас легитимность всех документов о членстве Литвы в ЕС и развяжет руки для решения созданной Литвой проблемы калининградского транзита любыми избранными нами способами».

Самый радикальный способ, как давно считают эксперты, создание «Сувалкского коридора» — сухопутного прохода между Литвой и Польшей протяженностью около 100 км, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России. Понятно, что означал бы этот шаг — войну с НАТО.

5. Отключение Литвы от энергетической системы. Это стало бы самым болезненным экономическим ответом Москвы на враждебный шаг Вильнюса. БРЭЛЛ — энергетическое кольцо, объединяющее Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву. Прибалты уже давно заявляют о своем желании выйти из него, полностью влившись в энергосистемы ЕС.

Официально объявлено, что это случится в 2025 году. Однако энергопереход в Европу сталкивается со значительными трудностями, поэтому прибалтийские страны по-прежнему сильно зависит от российского электричества. Отключить Литву от БРЭЛЛ досрочно — гарантированно создать для ее экономики и жизни населения очень серьезные проблемы.

Для Калининграда такой шаг не несет никаких угроз — уже дважды в тестовом порядке область отключалась от БРЭЛЛ и тестировала работу в автономном режиме.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Look Fashion
Добавить комментарий

Adblock
detector